Национальный академический Большой театр оперы и балета
08 марта 2009
В Минске открылся Национальный академический Большой театр оперы и балета
После трехлетней реконструкции Большой театр принял своих первых зрителей.
Реставрация и реконструкция, которую возглавил архитектор Анатолий Шабалин, начались в 2006 году. Восстановление театра проводилось по фотографиям 1940-50-х годов и эскизам Иосифа Лангбарда, автора оригинального проекта.
Художественное оформление дополнили хрустальные люстры 1950-х годов, гипсовые элементы, роспись на потолках, позолоченная лепнина, занавес и драпировки из красного бархата. В отделке интерьеров использовались натуральные камни – мрамор и гранит, полы фойе выполнены из 9 видов гранита с орнаментальным рисунком. После преобразования здание приобрело 3 этажа, а в промежуточном ярусе появились костюмерный цех и живописная студия.
Фасад украсила скульптурная композиция Аполлона и двух летящих нимф. На главной аллее у театра открылся светодинамический каскадный фонтан, повторяющий силуэт театра. Появились Балетная и Оперная аллеи, украшенные скульптурными группами «Балет» и «Оперная муза».
Большие изменения затронули также сцену театра — уникальное оборудование сделало крупнейшую сцену страны самой передовой сценой не только республики, но и Европы. Собственно планшет сцены площадью 597 кв.м– это ультрасовременный трансформер, состоящий из 21 площадки. Каждая может подниматься на 4,6 метра над уровнем планшета и опускаться на глубину 3,3 метра, менять наклон, создавая любую сценическую топографию.
В каждую площадку встроены люки-провалы, через которые артисты могут внезапно появляться на сцене или, наоборот, исчезать. Для передвижения актеров по воздуху предусмотрены полетные устройства, а панорама-экран на заднем плане создает иллюзию движения.
«Сердце» театра – механические конструкции сцены:
· балетная фура со специальным покрытием
· два поворотных круга и кольцо, движущиеся с разной скоростью и в разных направлениях
· «бегущая дорожка» для создания эффекта движения
Сама сцена для улучшения видимости наклонена на 4 градусаº к зрительному залу, и при необходимости она увеличивается на 4 метра.
Оркестровая яма также механизирована и может быть убрана в специальный карман под сценой. В театре — сложный комплекс верхней механики, поэтому на сцене можно быстро сменить или выставить друг за другом более 50 занавесов или декораций.
Большой театр Беларуси оснащен лучшим в мире световым оборудованием. В распоряжении художников — комплект для спецэффектов с движущимся изображением и система прожекторов (только на большой сцене их более 400).
Более 30 подрядчиков было задействовано на реконструкции Большого театра — оборудование «Завода промышленной механизации» нашло применение в технологии театрального склада. В течение двух месяцев компания спроектировала, произвела и смонтировала механическое оборудование развешивания и сушки тканей после пропитки, включающее устройство отжимных валков и сушильный шкаф для бутафорий.
Пропитка декорационных тканей определяется нормами и требованиями пожарной безопасности зданий общественного пользования и правилами охраны труда в театрах и концертных зданиях. Механизм отжимных валков значительно ускоряет процесс первоначального отжима тканей после пропитки негорючими материалами, тогда как сушильный шкаф входит в список обязательного оборудования бутафорской мастерской любого театра.