Белорусский республиканский театр юного зрителя

01 июня 2015

Новый Театр юного зрителя в Минске

Новая жизнь театра с многолетней историей начинается тогда, когда заканчивается его реставрация.

Нет никаких сомнений в том, что коллективу не придется долго притираться к ТЮЗовским новшествам. Ведь, как известно, к хорошему привыкаешь быстро.

Игорь Воронин, директор Белорусского республиканского театра юного зрителя: «Раньше у нас был маленький корпус двухэтажный, где размещалась администрация и производственные цеха. А сегодня это в пять уровней корпус, обустроенный. Свободно, легко дышать, хорошо работать. Этот корпус соединяется галереей с главным корпусом, где находятся сцена и зрительный зал.»

Конструкция главного корпуса совсем не видоизменилась. Основные помещения, которые там располагались ранее, остались в тех же стенах.

Серьезным изменениям подверглась святая святых – зрительный зал. В связи с новыми требованиями пожарной безопасности здесь уменьшилось количество посадочных мест. Если до реставрации их было 455, то после осталось всего 323.

Но вместе с тем проходы между рядами стали просторнее, что в ближайшее время обязательно оценят юные зрители.

После реконструкции здания театральная сцена превратилась в настоящее поле для реализации уникальных технических возможностей, которые по максимуму были использованы в премьерном спектакле «Синяя птица». И то, что выбор пал именно на пьесу Мориса Метерлинка – совсем не случайность.

Владимир Савицкий, художественный руководитель Театра юного зрителя: «Мы долго мечтали о своем новом здании. Это же хорошо, когда люди мечтают. Когда люди перестают мечтать, становится грустно жить. Именно этот материал позволяет сочинить какую-то необычную историю. За этой мечтой, за этой птицей, которая все равно только появляется и тут же исчезает. Так и театр, наверное, живет.»

В обновленном театре открылась собственная студия звукозаписи, а сцена была оснащена большим количеством театрального оборудования, включая сценическую механику, звук и свет.

Несмотря на небольшое пространство сценической коробки, комплексная механика сцены минского ТЮЗа отвечает всем требованиям и стандартам современной сцены.

Сердце нижней механики сцены — поворотный круг барабанного типа: двухуровневая трехэтажная конструкцию диаметром 10 метров. В плоскость поворотного круга вписаны две подъемно-опускные площадки и три люка-провала, при этом подъем и спуск площадок, работа люков-провалов может производиться одновременно с вращением круга. Система безопасности представляет собой жесткое сетчатое ограждение поворотного круга и многоступенчатую систему безопасности, блокирующая движение круга  в ответ сразу на несколько маркеров: открытие дверей ограждения и включение шкафа люков-провалов и подъемных площадок.

Верхняя механика сцены включает систему декорационных подъемов, построенную на базе штанкетных (беспротивовесных) горизонтальных лебедок: двадцать семь бесшумных лебедок размещено на галереях сцены.

Особое внимание уделено системе безопасности и пожаротушения театра: произведена и смонтирована комплексная система дымоудаления (лебедка дымоудаления, клапаны, шкаф управления) из пространства  зрительного зала и сцены.

В отношении технологии склада мы спроектировали, произвели и установили два сейфа скатанных мягких декораций,  весом 11 и 8 тонн, имеющие ширину 13.4 и высоты 6,75 и 3,50 метров соответственно и общую полезную грузоподъемность 10 тонн.

Для каждого элемента механики сцены (от поворотного круга барабанного типа до лебедок) смонтированы шкафы управления, подключенные к единой компьютеризированной системе управления с пульта помощника режиссера (ППР) собственного производства.

Полина Платова, «Культпросвет», интернет-журнал о театре и синтетических видах искусства, отметила в своей рецензии о премьере спектакля Мориса Метерлинка «Синяя птица» на новой сцене ТЮЗа: «Театр хорошо опробовал возможности нового пространства. В центре сцены – поворотный круг, платформы, которые то исчезают внизу, увозя героев под сцену, то возвышаются над всем, создавая несколько плоскостей. Выглядит, правда, таинственно. То бабушка и дедушка плавно и неподвижно исчезают в воспоминаниях, то неожиданно страшно и эффектно появляются из земли коварные деревья.»